ГЛЕБОВА Наталия Васильевна


ГЛЕБОВА Наталия Васильевна

Живописец.
Родилась 12 августа 1951 года. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2012г.)
Член Московского союза художников (1984г.)
Член Союза художников России (2015г.)

Образование: Московский государственный институт им. В.И.Сурикова, монументальная мастерская проф. К.А.Тутеволь (1980г.)

Основные произведения. Работы в области монументального искусства: мозаики на фасадах дома «Коперник» (2005г.).
Работы в области станкового искусства: «Прыгающий в воду» (2012г.), «Дождь на реке» (2012г.), «Замковый камень» (2009г.), «На остров Эгина» (2016г.), «Дуэт» (2014г.).

Произведения представлены в собрании Государственной Третьяковской Галереи, Новосибирской картинной галереи, Вологодской картинной галереи, Кемеровского областного музея, Оренбургского областного музея, Кировской картинной галереи имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Участник выставок с 1984 года. Основные персональные выставки: Московский Союз художников (Москва, 2013г.), Галерея «Чистые пруды» (Москва, 2013г.), Галерея «Open Club» (Москва, 2014г.), Зал Союза художников России на Беговой (Москва, 2016г.), Российская академия художеств (2022г.).

Общественные награды: Медаль Московского Союза художников «За вклад в изобразительное искусство» (2012г.); Диплом выставки-конкурса «Московские монументалисты» за лучшее станковое произведение (...г.).

Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль (2001г.), Медаль «Шувалов» (2011г), Медаль «За вклад и развитие отечественного изобразительного искусства» (2022г.).


«Пейзаж, говорящий о Вечности. Библейские мотивы и образы в творчестве Натальи Глебовой»
Есть в искусствоведении понятие – исторический пейзаж, и здесь сразу вспоминаются такие знаменитые работы, как «Аппиева дорога при закате солнца» (1845) Александра Иванова, «Владимирка» (1892) Исаака Левитана. 
Художник Наталья Глебова тоже пишет своего рода «исторические пейзажи». В них – и точные впечатления от конкретного места, от того, что было увидено здесь и сейчас, и одновременно – погружение в историю, а через историю – в Вечность. 
Например, в картине «Улица в Хевроне» (2007) показано то место, где, по преданию, рос Мамврийский дуб, а теперь по булыжной мостовой движется овечье стадо. Казалось бы, просто «будничная зарисовка», но это только если пробежать мимо картины, ни на секунду не останавливаясь. А если остановиться, мы увидим само медленное и непрерывное движение стада, так напоминающее движение времени. Это впечатление движения подчеркивается и диагональю, но не остро выраженной, ведь речь не о стремительности, а о поступательности. Интересно, что направление этого движения – сверху вниз, и тут снова возникает образ времени, причем времени, которое однажды должно закончиться, и каждый христианин знает об этом. А мы, зрители, смотрящие на картину, оказываемся также неподвижно стоять, как женщины в правом углы работы, находясь здесь, в нашей точке времени и пространства, хоть как-то пытаясь осмыслить – что было до нас и что будет после… И с этой точки зрения, с оглядкой на Вечность, совсем не случайно то место, которое запечатлела художник.
Глебова пишет «Вифлеем» (2008), причем не какую-то часть пейзажа, а пытаясь запечатлеть город целиком, без деталей. Слишком значимо произошедшее здесь более двух тысячелетий назад Событие, чтобы фиксироваться на конкретных деталях, улицах. Хотя они тоже есть, ведь изображается конкретное место – свечи кипарисов, строения, горы. Но при этом пейзаж масштабен, он затягивает зрителя, что тот уже забывает, говоря словами Пастернака, «Какое, милые, у нас /Тысячелетье на дворе». 
Вневременной и одновременно позволяющей почувствовать время в его глобальном, масштабном смысле оказывается и работа «Горы – храмы» (2008). Это каппадокийский пейзаж, но в какой точке времени мы находимся? В той, что художник создавала свою работу или в IV веке от Рождества Христова, а, может быть, в XI? Здесь время спрессовывается в один мощный пласт и в нем начинают звучать как раз мотивы Вечности.
К пейзажам, написанных от впечатлений о Каппадокии можно отнести и работу «Три путника» (2008). Здесь присутствует и любимый русскими художниками мотив дороги – как образ пути, движения, в данном случае – движения не только физического, но и духовного, не случайно путники с котомками за плечами так напоминают паломников. И им предстоит непростой и неблизкий путь. Насколько неблизкий – не известно: дорога не обозначена, она прямая только на переднем плане, а потом – поворачивает и теряется в зарослях зелени, но общее направление показано – туда, к вершинам светлых мощных гор. Три кипариса словно соединяют две части композиции – нижнюю, низинную, и ту, верхнюю, горную. И, глядя на них, понимаешь уместность сравнение со свечами. А значит, путь, восхождение туда, вверх, возможен только с молитвой…

Оксана Головко. Журнал «Камертон». 




Возврат к списку

версия для печати