ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович


ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович

Артист балета, балетмейстер, режиссер, актер, художник, поэт, педагог
Родился 18.04.1940г., г. Москва. Живет и работает в Москве.

Почетный член Российской академии художеств (2021 г.)

Народный артист СССР (1973 г.), действительный член Международной академии творчества (с 1989г.) и Академии российского искусства (с 1990 г.); Почетный профессор МГУ (с 1995 г.), почетный доктор гуманитарных наук Центр-колледжа (США, 2006.г), член Союза художников Татарстана (2015г.); член Творческого союза художников России и Международной Федерации художников (2018 г.).

Образование: Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии) по классу М. М. Габовича (1958 г.), балетмейстерское отделение ГИТИСа (1982 г.).

Профессиональная деятельность: ведущий солист балетной группы Большого театра (1958-1988 гг.), приглашенный солист (1964-1990) и хореограф (1971-2022) ведущих советских и зарубежных театров; 1995–2000 – Генеральный директор и Художественный руководитель Большого театра.
Исполнитель ролей в балетах: Большой театр: Первый исполнитель: Солист (1959, «Танцевальная сюита», постановка А. Варламова); Иванушка (1960, «Конек-Горбунок», постановка А. Радунского); Раб (1962, «Спартак», постановка Л. Якобсона); Лукаш (1961, «Лесная песня», постановка О. Тарасовой и А. Лапаури); Солист (1963, «Класс-концерт , постановка А. Мессерера); Голубая птица (1963), Принц Дезире (1973, «Спящая красавица»; редакции Ю. Григоровича); Меджнун (1964, «Лейли и Меджнун», постановка К. Голейзовского); Петрушка (1964, «Петрушка», постановка К. Боярского по М. Фокину); Щелкунчик (1966, «Щелкунчик»), Спартак (1968, «Спартак»), Сергей (1976, «Ангара»; постановки Ю. Григоровича); также исполнитель главных ролей: Юноша («Шопениана», постановка М. Фокина); Принц («Золушка», постановка Р. Захарова); Пан («Вальпургиева ночь» ), Андрей («Страницы жизни» ), Паганини («Паганини»), Альберт («Жизель»), Ромео («Ромео и Джульетта»; постановки Л. Лавровского); Батыр («Шурале», постановка Л. Якобсона); Базиль («Дон Кихот», постановка А. Горского); Фрондосо («Лауренсия», постановка В. Чабукиани); Данила («Каменный цветок»), Иван Грозный («Иван Грозный»; постановки Ю. Григоровича), Икар (1976, «Икар»), Макбет (1980, «Макбет»), Петр Леонтьевич (« Анюта», 1986; постановки В. Васильева);
и в других театрах мира: первый исполнитель: Юноша (1977, «Петрушка», постановка М. Бежара, «Балет ХХ века», Бельгия); Солист (1981, В честь Галины Улановой», Концертный зал Плейель, Париж), Солист («Я хочу танцевать», «Фрагменты одной биографии», 1983; Концертный зал «Россия», Москва); Зорба (1988, «Грек Зорба», постановка Лорки Мясина, Арена ди Верона); Мачеха (1991, «Золушка» ), солист «Ностальгия» (1994, «Кремлевский балет», постановка В. Васильева), а также исполнитель главных ролей: Профессор Унрат («Голубой ангел», постановка Р. Пети, «Марсельский балет» ); Пульчинелла («Пульчинелла»), Барон («Парижское веселье»; постановки Лорки Мясина по Леониду Мясину, театр Сан-Карло), Мастер («И воссияет вечный свет», постановка В.Васильева). Первый исполнитель главных ролей в музыкально-драматических спектаклях: Балда (1989, «Сказка о Попе и работнике его Балде», Концертный зал им. П.И. Чайковского, режиссеры В. Васильев и Ю. Борисов, хореограф В.Васильев); Чтец (2006, «Сказка о Попе и работнике его Балде», режиссер и хореограф В.Васильев); Нижинский (1989, «Нижинский», театр Сан-Карло, Неаполь), Маэстро (2000, «Долгое путешествие в Рождественскую ночь», режиссер Б. Менегатти, Римская опера), Нижинский-Дягилев (2009, «Дягилев-Мусагет», реж. Б.Менегатти, Римская опера). Хореограф-постановщик балетов: в Большом театре: в 1971-1999: «Икар», «Эти чарующие звуки…»; «Макбет» (также в других театрах оперы и балета: Новосибирский театр; Немецкая государственная опера; Будапештский театр; «Кремлевский балет» ); «Анюта», театр Сан-Карло (также: Латвийский театр; Челябинский театр; Татарский театр; Пермский театр; Самарский музыкальный театр; Воронежский театр, Башкирский театр, Белорусский Большой театр, Красноярский театр); «Лебединое озеро»; «Жизель» (также - Римская опера, Школа Большого театра в Бразилии); «Балда» (также Пермский театр, 2005 и Музыкальный детский театр им.Н.И.Сац, 2006), а также оперу «Травиата», хореографические сцены в опере « Хованщина»;
в других театрах в 1990-2018: «Ромео и Джульетта» (Музыкальный театр им. С.К. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко; также: Литовский театр; Латвийский театр; Театро Мунисипал, Рио-де-Жайнеро; «Дон Кихот», АВТ (США); также: «Кремлевский балет»; Литовский театр; «Токио-балет», Школа Большого театра в Бразилии; Сербский народный театр; Греческий балет; Театр Колон; «Золушка», «Кремлевский балет»; также: Челябинский театр; Воронежский театр; «Красный мак», Красноярский театр; «Ностальгия» , «Кремлевский балет»; «Класс-концерт», Балет Москва; «Заклятие рода Эшеров», для Фестиваля РНО; «Франческа да Римини» для фестиваля в Напе (США); «Щелкунчик», Школа Большого театра в Бразилии; «Дом у дороги» и «Блуждающие звезды», Ансамбль песни и танца Алтая; реквием «О, Моцарт! Моцарт...», «Новая опера»; «Балетные шедевры в оперной классике», Воронежский театр, спектакль для солистов, хора, балета и оркестра «Dona Nobis Pacem (Даруй нам мир)», на музыку Мессы си-минор И.С.Баха, «И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема В.А.Моцарта, Татарский театр; режиссер и художник вечеров современной хореографии в рамках «Творческой мастерской Владимира Васильева» по произведениям А.Платонова - Воронежский театр, по произведениям В.Астафьева - Красноярский театр, по произведениям Н.В.Гоголя и Л.Н.Толстого – Балет Е.Панфилова, Пермь, по произведениям В.Шукшина – Ансамбль песни и танца Алтая. Хореограф сказки-комедии «Принцесса и Дровосек», «Современник»; режиссеры Г. Волчек, О. Даль; оперы-балета «Тахир и Зухра», Узбекский театр; совместно с М. Тургунбаевой; рок-оперы «Юнона и Авось», ЛЕНКОМ; режиссер М. Захаров; оперы «Аида», Римская опера, режиссер Ф.Дзеффирелли; также: Арена ди Верона, Ла Скала, Театра Массимо; «Травиата», Римская опера, реж.Ф.Дзеффирелли; поставил музыкально-драматическую композицию « Художник читает Библию», ГМИИ им. А.С. Пушкина); в кинофильме «Андерсен. Жизнь без любви» (2006, режиссер Э. Рязанов); режиссер и ведущий концертных программ: в проектах «Унесенные ветром» (КЗЧ), «Маскарад без масок» (БЗК), «Бал после сражений» (БЗК), «Дон Жуан» (БЗК), «Балетные шедевры» (БЗК), «На Родине и на чужбине» (БЗК) (с «Вивальди-оркестром» п/у С.Безродной); постановщик и исполнитель ролей в оригинальных телебалетах: « Анюта» – Петр Леонтьевич, балетмейстер, режиссер совместно с А. Белинским; «Дом у дороги» – Андрей, балетмейстер, режиссер совместно с А. Белинским; «Трапеция» – Арлекин, балетмейстер Н. Рыженко, режиссеры Ф. Слидовкер, В. Смирнов-Голованов); в кинофильмах «Жиголо и жиголетта» – балетмейстер и исполнитель роли Сида (режиссер А. Белинский); фильм-опера «Травиата» (хореография Васильева, режиссер Ф. Дзеффирелли); в экранизации спектаклей: Иванушка («Сказка о Коньке-Горбунке» ); Павел («Подпоручик Киже» ); Спартак («Спартак»); Солист («Я хочу танцевать», «Фрагменты одной биографии»). Постановщик и исполнитель главной роли в кинофильмах: «Фуэте» – хореограф, режиссер (совместно с Б. Ермолаевым), исполнитель роли Андрея Новикова (1986); « Евангелие для лукавого» – режиссер, хореограф, исполнитель главных ролей (1992). Режиссер ТВ фильмов: «Мир Улановой» (реж.совм с А.Симоновым); «Катя. Письмо из прошлого» (автор и реж.); «Легенда остается жить» (автор и реж.); участие в документальных фильмах и фильмах-концертах: «СССР с открытым сердцем» (СССР-Франция); «Хореографические новеллы» , «Классические дуэты» , «Хореографическая симфония», «Страницы современной хореографии», «Гран па в белую ночь» (СССР-Франция-Бельгия), «Сочинение танцев», «Мир танца», «Большой балет в Японии», «Мир Улановой» (режиссер совместно с А. Симоновым), «Хореографические образы Касьяна Голейзовского», «Магия Жизели», «Памяти Улановой», «Уланова – навсегда», «Ольга Лепешинская. Диалог с легендой», «Театр и время», «Монолог».
Автор сборников стихов «Цепочка дней» (2001), «Между Да или Нет» (2015), «До и После» (2020), сборник рассказов «Картинки памяти» (2010).
В качестве художника оформил балеты: «Дон Кихот», «Заклятие рода Эшеров», «Красный Мак», «Макбет», «Франческа да Римини», «Жизель», «Щелкунчик», «Икар», «Дом у дороги», «Блуждающие звезды», «Рахманинов», вечера современной хореографии по А.Платонову, В.Астафьеву, Н.Гоголю, В.Шукшину, Л.Толстому (2006-2018 гг.).
Автор произведений живописи и графики. Произведения находятся в собраниях Государственного Центрального Театрального музея им.А.А.Бахрушина (Москва), Государственного музея театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург), Художественной галереи Алтайского края. Более 30 персональных выставок прошли в России и за рубежом.
Персональные выставки и участие в выставочных проектах: «Второе призвание», Дом актера ВТО (Москва, 1965 г.), Музей-квартира С.Рихтера (Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Москва,1999 г.), Государственный академический Большой театр России (Москва, 2000 г.), Гольф-клуб (Нахабино, Московская область, 2002 г.), Пермская государственная художественная галерея (2004 г.), Пушкинский музей-заповедник «Михайловское» (2004 г.), Галерея «На Бастионной» (Псков, 2004 г.), Московский дом национальностей (2005 г.), Участие в выставке «Скрипка Энгра. Второе призвание», Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина (Москва, 2005 г.), Музей музыки, театра и кино (Вильнюс, Литва, 2006 г.), Государственный театр оперы и балета (Воронеж, 2006 г.), Салон имени Карла Буллы (Санкт-Петербург, 2007 и 2016 гг.), Центральный выставочный зал (Пермь, 2008 г.), Государственная Дума РФ (Воздвиженка 4/7, Москва, 2008 г.), Павильон Габриэль (Париж, Франция, 2010 г.). Галерея «Стекло РОСВУЗДИЗАЙН» (Санкт-Петербург, 2010 г.), Выставочный зал Угличского историко-архитектурного и художественного музея (2010 г.), Галерея искусств «Возвращение» (Москва, 2011 г.), Музей-квартира С.Рихтера (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, 2011 г.), Дом ученых (г. Саров, декабрь 2011 - январь 2012 г.), Московский международный фестиваль искусств «Традиции и современность», Большой Манеж (Москва, 2012 г.), Московский Международный фестиваль искусств «Традиции и Современность», Центральный Дом Художника (Москва, 2013 г.), Художественная галерея г. Варна, (Болгария, 2014 г.), Центр «Эрмитаж-Казань» (Казанский Кремль, 2015 г.), Галерея на М.Ордынке (филиал ГЦТМ им.А.А.Бахрушина) (Москва, 2015 г.), Московский Международный фестиваль искусств «Традиции и Современность», Новый Манеж (Москва, 2015 г.), Центр науки и культуры РФ в Италии (Рим, 2015, 2016 гг.), Государственный музей современной истории России (Москва, декабрь 2015 - январь 2016 г.), Дом Гоголя (Москва, 2016 г.), Галерея «Конюшенный флигель» Юсуповского Дворца на Мойке (Санкт-Петербург, 2016 г.), Петровский Путевой Дворец (Москва, 2017 г.), Дом Гоголя «Сказки об Италии», «Театральная Мастерская», «Любовь моя-Россия» (Москва, 2018 г., 2019 г., 2022 г.), Государственная художественная галерея (Пермь, 2018), Галерея Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» (2019 г.), Дом-музей Моды (Москва, ноябрь 2019 – январь 2020), Центральная балетная школа (Москва, 2019 – 2020 г.), Большой театр «До и После» (Москва, 2020 г.), Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул, 2021 г.), Шереметьевский дворец, Музей театрального и музыкального искусства (С.Петербург, 2021 г.), Историко-культурный центр «Вятское» им.Е.А.Анкудиновой (Вятское, 2021), Левитановский культурный центр (Плес, 2022).

Педагогическая деятельность: преподаватель хореографии (1982-1996 гг.), заведующий кафедрой хореографии (1986-1995 гг.), профессор (с 1990 г.) ГИТИСа.

Общественная деятельность: секретарь, заместитель Председателя Правления и глава Совета по работе с творческой молодежью, Председатель комиссии по хореографии Всероссийского театрального общества-Союза театральных деятелей (1970-1995 гг.). Депутат Моссовета (1969, 1971, 1973). Член творческого совета журнала «Балет», член Научного совета АН СССР по проблемам русской культуры (1987), член Попечительского совета ОРТ (1995). Художественный руководитель Открытого российского конкурса артистов балета «Арабеск» им.Е.С.Максимовой (с 1996 г), член жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф» (1992-2010 гг.), член Попечительского Совета российской Премии Людвига Нобеля (с 2007г.), соучредитель и Президент Фонда Галины Улановой (с 1998 г.). Вице-президент Всемирного Совета по танцу (при ЮНЕСКО) (с 2008 г.).

Государственные награды: Премия Ленинского комсомола (1968 г.); Орден Ленина (1976 г.); Государственная премия СССР (1977 г.); Орден Дружбы народов 1981; Орден Трудового Красного Знамени 1986 г.); Государственная премия Российской Федерации (1991 г.); Государственный орден РФ «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, 2000 г.); Государственный Орден РФ «За заслуги перед отечеством» 3-й степени, 2008 г.); Государственная награда «Благодарность земли Воронежской» 2010 г.); Медаль 75-летия, 80-летия и 85-летия Алтайского края, 2012, 2017, 2022 гг.); орден «За заслуги перед Алтайским краем» (2-й степени), 2015 г.); памятный знак «Герб Пермского края» (1 и 2-й степени), 2016, 2018 г.); Медаль 100-летия Республики Татарстан (2020 г.); Иностранные: почетный гражданин Буэнос-Айреса, 1983; почетный гражданин города Тусона (США, 1989); медаль Пабло Пикассо ЮНЕСКО, Белград (1990 г. ) и Москва (2000 г.), государственный орден «За заслуги» (Франция 1999 г.); Государственный орден Литвы (2002 г.); Государственный орден Бразилии «Рио Бранко» (2004 г.); Орден восходящего солнца, Золотые лучи с шейной лентой, Япония (2017 г.); Орден Звезды Италии в степени Командор (2017г.);

Общественные награды и призы: I-я Премия и Золотая медаль на VII Международном фестивале молодежи и студентов в Вене (1959 г.); Гран-при и золотая медаль на 1-м Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964 г.); специальная премия и золотая медаль Варненского горкома комсомола (1964, Болгария); премия В.Нижинского «Лучший танцовщик мира» Парижской академии танца (1964 г.); Премия М.Петипа «Лучший дуэт мира» (совместно с Е.Максимовой) Парижской академии танца (1972 г.); премия Римского муниципалитета «Европа-1972» (Италия), приз «Интервидения» (за телебалет «Анюта») на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (1982 г.); Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов (телебалет «Анюта») на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983 г.), премия Академии Симба (1984, Италия); приз Интервидения и приз за лучшее исполнение мужской роли (телебалет «Дом у дороги») на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (Прага, 1985 г.); приз за лучший спектакль сезона в Италии - балет «Анюта» в театре «Сан-Карло» (Неаполь, 1986 г.); приз за лучший чеховский спектакль (балет «Анюта» на Чеховском фестивале (Таганрог, 1986 г.); премии имени Дж. Тани - «Лучший балетмейстер» и «Лучший дуэт» (совместно с Е.С. Максимовой, 1989, Италия), Приз «Вместе за мир» (Рим 1989); Премия С.Дягилева (Пермь 1990 г.); премия города Террачина (1997 г., Италия), почетная медаль Фонда Карины Ари (1998, Швеция), медаль «За заслуги» принцессы Доны Франчески (Бразилия, 2000 г.), Приз «Хрустальная Турандот» (1993 г.) и «За честь и достоинство» (2001 г.); Премия «За жизнь в танце» (Италия, 2001 г.); Приз «Жизнь для танца» (Майами, США, 2003 г.); премия им. Л. Нобеля (2008 г., С.-Петербург), приз г. «Душа танца» журнала «Балет» (2008 г.); премия имени К.С.Станиславского (2010 г.); приз Гран театра Гаваны (2010 г.); премия «Либерти» (США) (2010 г.); Приз за выдающийся вклад в развитие балетного искусства, YAGP (Нью-Йорк, 2010 г.); Премия «Янтарный Фавн» за выдающийся вклад в балетное искусство (Польша, 2012 г.); Премия им. А. Миронова «Бог танца. Мастер и Икар» (С.-Петербург, 2015 г.); премия им. Леонида Мясина «Alla Carriera» (Италия, 2006, 2018 гг.); золотой знак СТД (2017 г.); медаль «За заслуги» им. Л.Э. да Сильвейра (Бразилия, 2017 г.); золотая медаль Н.Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» (Москва, 2018 г.); «Золотая Маска» за вклад в хореографическое искусство (2019 г.), Строгановская премия РОО «Пермское землячество» (2022 г.)


«За последние годы мне удалось увидеть несколько выставок Владимира Васильева. Думаю, что сегодня уже можно с полной уверенностью сказать, что великий танцовщик обрел свое второе призвание: он состоялся как талантливый художник.
Впрочем, художником он был всегда. Его огромный талант заключается, прежде всего, в потрясающей пластической одаренности, когда каждое движение, каждый жест и взгляд, любая статическая поза наполнены удивительной выразительностью.
Васильев обладает особым артистизмом, распространяющимся как на его сценические образы, так и на естественную непринужденность его поведения, раскованность и утонченное изящество. Все эти качества входят важными составными частями во все жанры и виды творчества, в которых он себя реализует.
Но самое главное творческое достояние художника это его внутренний мир, его духовное богатство. Васильев наполнен интересными подчас фантастическими идеями, замыслами, проектами. Его мысль полетна, изобретательна и всегда высоко художественна. Во всех своих творческих высказываниях он покоряет подлинной благожелательностью и добротой, оставаясь при этом бескомпромиссно правдивым человеком. Когда все перечисленные выше природные и воспитанные им самим качества воссоединяются в одной личности это становится важным залогом возможности возникновения крупного художественного явления в области искусства. Но чтобы стать художником в области пластических искусств необходимо еще одно качество - особое видение, особый художнический глаз. Природа дала Васильеву это особое зрение.
Важнейший источник его искусства - привязанность к родной природе, которую он нежно и страстно любит и, частью которой, как мне представляется, себя ощущает. Его картины и акварели выдают силу его переживаний. Его влюбленность в поля и леса, в небеса и цветы, в землю и дороги родной страны очевидны в особой синеве его неба, буйстве рыжих осенних трав, в драматизме закатов и прозрачных видения звенигородских церквей.
Конечно, навечно его родным домом остался Большой театр. Но сегодня он видится Владимиру Васильеву в зловеще багровых тонах драматически завихряющихся ярусов его прекрасного зала, где великий артист покорял все это ненасытное чрево одним волшебным движением, склоняясь перед неиствующими зрителями. Любимая изба в Рыжевке, вазы с цветами на столе, больной старый пес - сильная лирическая тема художника. И рядом - ликующая буйными красками Бразилия, бесконечное движение на Большом канале Венеции, уголки Италии, Америки, Турции - он любит и знает и этот мир. В этих работах я вижу своеобразный автопортрет художника: каждая акварель, каждая живописная работа излучает его удивительное, высокопоэтическое ощущение окружающего, доброты, красоты и какое-то очень возвышенное понимание мира. Вместе они и есть его жизнь, о которой он рассказывает искренне и правдиво.
И.А.Антонова, академик Российской академии художеств, Президент ГМИИ им.А.С.Пушкина»



Возврат к списку

версия для печати